Источники по завоеванию Казани

Казань-Город на костях стоит,

Казаночка-речка кровава течет,

Мелки ключики — горючи слезы,

По крутым горам все головы,

Молодецкие, все стрелецкия.

Взятие Казани сделалось самым известным военным походом первой половины царствования Ивана IV. Это событие сделалось олицетворением новейшей эры в истории Рф, эры активных завоевательных походов на восточных рубежах. Падению ханства уделяли огромное внимание в летописях и хрониках, действия 1552 года отыскали своё отражение в записках западноевропейских путников и даже монгольском и финно-угорском фольклоре.

Москва и Казань: Рюриковичи против осколка Золотой Орды

Дела меж Столичным княжеством и Казанским ханством на протяжении нескольких десятилетий сводились к попыткам Величавых Князей из династии Рюриковичей установить собственный контроль над осколком Золотой Орды и оторвать его от крымчаков, досаждавших южным рубежам Рф.

С 1487 года в итоге похода столичных войск в Казани воцарился хан Муххамад-Амин, приклнный Рф. Но успокоение отношений продолжалось лишь до начала XVI века. В 1505 — 1507 году столичный ставленник пошёл войной на собственных владельцев, стремясь к полной независимости. В 1521 году уже новейший хан, Сахиб Гирей из крымской династии, в союзе с родственниками сделал успешный поход на Москву.

Юный Иван IV продолжил политику собственных предшественников, направленную на юридическое подчинение Казани. Но два больших похода, 1547−1548 и 1549−1550 годов не привели к успеху. Основная причина крылась в удалённости пт снабжения от главный армии, действовавшей под стенками Казани. В 1551 году Иван IV отдал приказ возвести в месте впадения реки Свияги в Волгу крепость, получившую заглавие Свияжск.

Свияжск. Гравюра середины XVIII века. Источник: sviyazhsk.info-music.org

В 1552 году укреплённая армия (незадолго до этого было сотворено стрелецкое войско) при поддержке орудий поначалу под Тулой разгромила союзные Казани войска крымского хана, а потом выдвинулась к Волге. Ратников вёл сам правитель. Третьему походу предшествовали безуспешные переговоры о предназначении королевского наместника в столицу ханства, но большая часть казанской знати отвергла эти планы.

В летнюю пору 1552 года королевские войска подошли к Казани и начали осаду. Российские сосредоточили около 150 тыщ человек и 150 пушек. Оборонявшиеся уступали осаждающим числом по наименьшей мере в трижды. 1-ый шаг осады очень портил марийский конный отряд Епанчи, курсировавший в тылах российских войск.

Опосля его разгрома и сожжения Арска, базы черемисов, ничто не мешало Ивану IV готовиться к штурму. Он состоялся 2 октября 1552 года опосля долговременной подготовки. Невзирая на гневное сопротивление, осаждённые были побеждены, а Казань присоединена к Рф. Тем не наименее, в течение пары лет длилась партизанская война против российских захватчиков на местности бывшего ханства.

Российские артиллеристы во время осады Казани. Источник: superclocks.ru

Российские источники: от «Царственной книжки» до Андрея Курбского

Такое принципиальное для истории Рф, как взятие Казани в 1552 году отыскало своё отражение во почти всех источниках тех пор. Условно их можно поделить на «официальные» и «неофициальные», личные. Самой известной официальной летописью периода царствования Ивана IV был «Лицевой летописный свод»: десятитомная иллюстрированная энциклопедия мировой истории. Крайний том, «Царственная книжка», освещал период правления Ивана IV.

Какая же она, Курочка Ряба…

Вступление Ивана IV в Казань. Миниатюра из «Лицевого Летописного Свода». Источник: runivers.ru

О осаде и взятии Казани «Лицевой летописный свод» докладывает в стиле типичного «журнальчика боевых действий», написанного участником событий. Тут можно отыскать информацию о составе войска, военачальниках, главных шагах осады и штурма Казани. Вместе с сиим в тексте летописи можно повстречать огромное количество упоминаний различных «чудес», которые аккомпанировали войска Ивана IV по дороге к Казани.

Таковым образом, сам Бог благословлял ратников в походе против «неправильных». Согласно «Царственной книжке», во время штурма Казани 2 октября 1552 года правитель не сходу присоединился к войскам, а некое время провёл в своём шатре, молясь Богу. Только опосля того, как он убедился в том, что божья помощь ему обеспечена, Иван Васильевич отправился к войскам.

В данной для нас истории можно узреть отчётливую параллель с текстом «Сказания о Мамаевом побоище», посвящённом Куликовской битве. Также вёл себя и Дмитрий Донской перед битвой. Так, создатели «Царственной книжки» проводят прямые параллели меж борьбой Руси против ордынского владычества и войной Ивана IV c Казанью.

Иным увлекательным откликом на действия 1552 года можно именовать «Историю о Казанском королевстве» — это литературное произведение, сделанное спустя 10 лет опосля присоединения Казани и написанное анонимным создателем. Невзирая на то, что в оценке событий тех лет в «Истории…» можно найти много перекличек с «Царственной книжкой» (к примеру, общая мысль борьбы с противниками веры Христа), это произведение владеет некими различительными чертами.

Страничка из «Истории о Казанском королевстве». XVII век. Источник: iamruss.ru

«История…» делает большенный упор религиозном нюансе похода на Казань. Так, в ней содержится легенда о личной встрече царя с митрополитом Макарием. «Правитель же величавый князь воспринимает святительское благословение, как от десницы небесного Вседержителя, а совместно с ним — храбрость и мужество Александра, царя Македонского».

Описывая поход на Казань, создатель «Истории…», в отличие от официальных летописцев, докладывает о величавой засухе, ниспосланной Богом на земли ханства. Пересохшие реки и болота дозволили русским войскам без особенных морок достигнуть Казани. Также в «Истории…» сообщается о том, что казанцы отвергли мирные предложения российских о сдаче городка, в то время как официальная летопись гласит о том, что Иван IV начал переброску войск к Казани, не дожидаясь ответа от противника.

Современные историки указывают на фактические ошибки, находящиеся в «Истории о Казанском королевстве» — создатель этого произведения неточно обрисовывает позиции воевод, неверно датирует те либо другие действия похода.

Так либо по другому, для анонима было важнее аллегорическое описание завоевания Казани в рамках определённой идеологемы: восхваление царя-завоевателя. Перед нами компиляция, сотканная из более знатных произведений тех пор и официальных летописных документов эры.

Председатель СНТ и Джон Коннор : Дружеская беседа о главном часть 2

Посреди источников, описывавших взятие Казани, домом стоят мемуары Андрея Курбского, написанные в изгнании в Литве. В «Истории о делах Величавого Князя Столичного» содержатся сведения, не попавшие ни на странички официальных летописей, ни в текст «Истории о Казанском королевстве».

Андрей Курбский. Источник: yarwiki.ru

Памятуя поход на Казань, Курбский, в отличие от официальных источников, показывает на огромные лишения, переживаемые русскими войсками на подступах к Казани. Так, он гласит о большенном количестве малеханьких речек и болот, которые приходилось преодолевать с помощью перебежчиков-проводников. Невзирая на наличие такового перевалочного пт, как Свияжск, королевские ратники длительное время голодовали.

Курбский обрисовывает достойные внимания подробности штурма городка. По его мемуарам, казанцы заблаговременно знали о штурме 2 октября и успели приготовиться к обороне. Конкретно потому бои в городке приняли ожесточённый нрав.

Ситуацию ухудшало и мародёрство российских ратников. К ханскому дворцу начали стекаться бойцы «не ратного ради дела, но на корысть многую». Это предназначило фуррор контрнаступления казанцев, остановленного лишь вмешательством самого царя и новых сил, пришедших с ним.

Не считая того, Курбский, в отличие от официальных хронистов, докладывал, что Иван IV, невзирая на советы приближённых остаться в городке и подавить сопротивление близлежащих обитателей, предпочёл сходу же уехать. Война с партизанами длилась ещё 4 года.

Вести о Казани в Западной Европе

Такое большое событие в истории Рф, как покорение Казанского ханства, не могло пройти минуя европейских наблюдателей. Свидетельства о событиях 1552 года отыскали отражение в донесениях папских легатов, дипломатов Германии, Франции и Великобритании. В большинстве случаев эти известия содержали ряд маленьких фактических ошибок, не особо менявших смысл произошедших событий.

Так, к примеру, папский легат Антонио Поссевино в своём сочинении «Московия», размещенном 1586 году, докладывал, что основным преимуществом российских в казанской кампании стали артиллерия и огнестрельное орудие. В то же время о боевых качествах татар и их союзников итальянец откликался невысоко. На самом деле казанцы познакомились с порохом ещё в XIV веке.

Антонио Поссевино. Источник: Wikimedia Commons

Германские создатели, такие как Бальтазар Руссов либо Даниил Царевич, достаточно буквально в собственных трудах обрисовывали происходившие в 1552 году действия. Это было обосновано наиболее тесноватыми русско-немецкими контактами по сопоставлению с русско-итальянскими. Увлекательны также труды британских дипломатов. Так, Энтони Дженкинсон, засол Великобритании в Московии, резонно отмечал, что с падением Казанского ханства русским открылся путь для широкой экспансии на Восток.

Комплементарно откликался о татарах шведский историк, создатель «Московитской хроники» Петр Петрей де Эрлезунда. В его труде содержится достаточно подробное описание военной кампании 1552 года и высочайшая оценка боевого духа и сопротивления казанского гарнизона. Вне зависимости от политических либо этнических предпочтений, практически все сообщения европейских хронистов и дипломатов о происходивших в 1552 году событиях отличались точностью.

Фольклорные песни: татары, марийцы и мордва о Казани

Осада и штурм Казани стали пользующимися популярностью сюжетами народных песен. Причём эта популярность относится не лишь к русскому фольклору — отдельные упоминания событий 1552 года можно отыскать в народных произведениях татар и финно-угров.

Феномен мертвой воды: как погибли мощные корабли Клеопатры?

Падения Казани оставило достаточно глубокую рану в исторической памяти монгольского народа в то время. В известной песне «Баит о Сююн-бике», посвящённой супруге изгнанного из Казани в марте 1552 Шах-Али, можно повстречать такие строчки:

Тогда отдал приказ хан-трус

Всем на Казань сбираться,

Чтобы с Русью жадной заодно

Казань взять попытаться.

В Казани был и Шахгали,

Казанцев сразили

И кровью (внутренней средой организма),

нас продавших мура,

там землю окровавили

Упоминание о осаде и штурме Казани осталось и в марийском историческом эпосе. К примеру, на фоне событий 1552 года в произведении «Как умер марийский правитель Йыланда» основной герой становится жертвой беспощадности и подозрительности царя Ивана IV. Так, правитель вызнал о задержке взрыва пороховых бочек в подкопе под стенками крепости.

Ответственным за работы был Йыланда. Он попросил подождать некое время царя, но тот ожидать не стал и в ярости повелел казнить бедолагу. «…как отрубили голову Йыланде, в тот же миг бочки с порохом взорвались. Опосля этого правитель раскаялся и повелел заложить в городке Казани Зилантьев монастырь в честь Йыланды».

Макет штурма Казани. Музей артиллерии Источник: Санкт-Петербург). (lewhobotov.livejournal.com

В мордовской песне «Саманька» юная женщина, узнав, что Иван IV не может пару лет взять Казань, дает свои услуги царю. Она дает создать под крепостные стенки подкоп и подорвать их. В песне правитель не терпит хвастовства девицы:

Ох ты, красноватая девка!

Лишу я тебя головы,

Чтоб впредь нужно мной не смеялась

Но план Саманьки срабатывает — её подкоп разрушил стенку, российские войска взяли город, а правитель сменил гнев на милость: он дает девице богатые дары, но та просит о другом:

Повели только твой лик отчеканить,

Дозволь нам на лбу носить.

К папе, к мамы отпусти

В данной для нас песне мордва представляется союзником российских в борьбе против Казани. Тем не наименее, почти все этносы, проживавшие в разгромленном ханстве, присоединились к татарам в партизанской войне, продолжавшейся по наименьшей мере четыре года.

Источники

  • Источник лида: photoshare.ru
  • Источник анонса: artchive.ru
  • Аксанов А.В. Казанское ханство и Столичная Русь: Межгосударственные дела в контексте герменевтического исследования. Казань, 2016.
  • Алишев С.Х. Источники и историография городка Казань. Казань, 2001.
  • Нечаева А.А. Неувязка сравнительного исследования марийской исторической прозы (на материале преданий о взятии Казани) // Вестник Чувашского института. 2007.
  • Измайлов И. «…Казань-город на костях стоит» // Родина. 2005. №8.
  • Шаронова Е.А. Образ Ивана Сурового в эрзянской песне о взятии Казани “Саманька” // Пробл. марийской и сравнительной филологии: сб. тр. IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. ролью (Йошкар-Ола, 20 октября 2017 г.). Йошкар-Ола, 2017.
  • Родионов М.С. Цикл исторических песен «Взятие Казани» как шаг эволюции жанра // Вестник Челябинского института, 1996.

Источник