На Алтае и в Монголии отыскали весьма похожие друг на друга петроглифы. Археологи заключили, что их можно отнести к одному стилю, который имеет много общего с наскальным искусством традиционных европейских памятников палеолита. Ученые окрестили стиль калгутинским и обрисовали его главные черты. Статья о этом вышла в журнальчике «Археология, этнография и антропология Евразии.
Уникальная находка
«В Сибири и на Далеком Востоке нет петроглифов, которые спецы без колебаний приписывали бы к эре палеолита. Дело в том, что сейчас не существует способов прямой датировки таковых памятников, а подтвержденные эталоны наскального искусства древней эры в главном находятся в Западной Европе. Тем не наименее я уверен, что изображения на Калгутинском руднике в Горном Алтае и на монументах Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа в Монголии относятся к позднему палеолиту, ни на что другое это не похоже», — гласит советник директора Института археологии и этнографии СО РАН (Российская академия наук — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук) академик Вячеслав Иванович Молодин.
Ученые нашли необыкновенные петроглифы посреди 1990-х. В то время на плоскогорье Укок, которое находится недалеко, велись раскопки курганов пазырыкской культуры. Конкретно там сибирские археологи отыскали отлично сохранившиеся в нескончаемой мерзлоте мумии вояки и «алтайской принцессы». Изображения, чуть приметные на фоне пологих, отшлифованных ледником, скал оказались не наименее увлекательным открытием.
Высеченные в камне фигуры отличались от тех, что спецы встречали на Алтае ранее. По словам академика, они напомнили ему наскальное искусство палеолитических памятников Франции. Но посреди персонажей калгутинских петроглифов не было представителей палеофауны, таковых как мамонты и носороги, указывающих на старый возраст монумента. Не было там и ни 1-го изображения пеших людей либо всадников, также звериных, которые встречаются только в позднем наскальном искусстве. Герои петроглифов Калгутинского рудника — это свободные лошадки, быки, козлы, пореже олени, которых мог повстречать доисторический живописец, живший как в голоцене, так и еще ранее.
Поверхностный слой породы, на которой были набиты звериные, с течением времени покрылся пустынным загаром — потемнел под действием ультрафиолета и остальных критерий окружающей среды. Как отмечают археологи, это также косвенное свидетельство старого возраста петроглифов.
В отличие от наскальных рисунков, пигменты которых датируются при помощи радиоуглеродного анализа, четкий возраст петроглифов — выбитых в горе силуэтов — установить очень трудно. Это можно создать лишь в случае большенный фортуны, к примеру, если осколки породы с фрагментами изображений нашли в культурном слое совместно с иными реликвиями. Потому ученые практически проводят расследование, беря во внимание все факты, способные дать подсказку датировки.
Спустя десятилетие опосля открытия монумента «Калгутинский рудник» похожие изображения отыскали на северо-западе Монголии в равнинах рек Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа — на местности, граничащей с плато Укок. Посреди иных татарских петроглифов встречаются такие, которые, по всей видимости, обозначают мамонтов, другими словами представителей фауны палеолита. Нарисовать этих звериных старый человек мог, лишь если жил с ними в одну эру. Ученые сравнили татарские изображения с традиционными наскальными рисунками мамонтов из пещер Франции и нашли существенное сходство.
Отзывы тех кто попробовал!
Изображение мамонта на монументе Бага-Ойгур в Монголии
Почерк старых живописцев
Как пишут археологи, и те и остальные петроглифы выполнены в архаичной манере и стилистически близки почти всем традиционным памятникам наскального искусства Западной Европы. Алтайским и татарским находкам характерны реалистичность, намеренная незавершенность и миниатюризм, также статичность и отсутствие перспективы, которые нередко присущи изображениям эры палеолита.
Приметное сходство выслеживается в том, как трактуются отдельные части тела звериных. К примеру, встречается два варианта передачи головы. В первом случае она имеет вид треугольника и соединяется с шейкой под углом в 90 градусов. Таковая манера связана с техникой набивки рисунка, либо пикетажа: опосля того, как живописец отрисовывал высшую часть головы, время от времени переходящую в рог, он менял положение руки и начинал новейшую линию, обозначающую спину звериного. Во 2-м случае верхняя линия головы плавненько длится линией спины. Нижняя линия головы в обоих вариантах изготовлена раздельно и соединяется с верхней в области рта звериного.
Два варианта встречаются и в изображении задней ноги. Это или соединение 2-ух практически прямых линий — животика и наружного контура конечности, при котором отсутствует детализация ноги, или наиболее близкая к реальности трактовка, которая дозволяет выделить выпуклый животик.
Самый длиннющий элемент петроглифа — это обычно линия спины, она производилась первой, и уже на нее собирались другие части тела звериного. Спина нередко прогнута параллельно прогибу животика, или напротив — выгнута в виде горба. Хвост отсутствует либо является продолжением полосы спины, ноги нередко не окончены и постоянно без копыт.
Длительное время числилось, что палеолитическое наскальное искусство сохранилось лишь в пещерах, но не на открытых плоскостях (либо на пленэре, как молвят забугорные исследователи). Но в конце XX века в Западной Европе отыскали сходу несколько таковых памятников, накрепко датированных концом эры палеолита. Самый узнаваемый из их — Фош-Коа (Foz Côa) — находится в Португалии.
По воззрению ученых, треугольная голова, переход полосы головы в линию рога, отсутствие детализации ноги — это особенные приметы калгутинских и татарских петроглифов, может быть региональная изюминка. При всем этом в рассматриваемых петроглифах и треугольный, и наиболее близкий к реальности вариант изображения головы можно повстречать с различными методами передачи задней ноги. Это дозволяет исследователям считать, что перед нами не два отдельных стиля, а различные художественные приемы в границах 1-го канона, при том весьма похожего с традиционными эталонами палеолитического искусства.
В чём особенность наклонной парты Эрисмана
Приемы выполнения ноги
Аналоги, накрепко датированные временем палеолита, можно повстречать на монументах в Португалии (Фаризео, Канададо-Инферно, Рего-де-Виде, Костальта), Франции (Пэр-нон-Пэр, Коске, Рукадур, Марсенак) и Испании (Ла-Пасьега, Сиега Верде, Коваланас). Археологи отмечают сходство неких татарских изображений с живописью в «Пещере тыщи мамонтов» Руффиньяк и даже в известной Шове.
Упорный риолит
Чтоб осознать, каким орудием были изготовлены изображения: каменным либо железным, другими словами наиболее поздним, к исследованию завлекли трасологов. Калгутинский рудник стал для их сложный задачей. Ученым далековато не сходу удалось осознать, как можно нанести изображения на риолит — твердую, как гранит, зернистую породу, вылизанную ледником.
«Почаще всего петроглифы встречаются на мягеньких песчаниках и сланцах. Когда человек выбивает там что-то, остаются маленькие выбоины, вмятины, лунки, по которым можно осознать, как он работал. На Калгутинском руднике не было видно таковых обычных следов. Я работала в команде с одними из наилучших трасологов — Хьюгом Плиссоном из Института Бордо и Катрин Кретен из Государственного музея доисторической эры во Франции, мы проводили опыты на поверхности, где не было изображений, пробовали повторить технику при помощи камня, но безрезультативно», — гласит научный сотрудник ИАЭТ СО РАН (Российская академия наук — государственная академия наук, высшая научная организация Российской Федерации, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук) кандидат исторических наук Лидия Викторовна Зоткина.
Работа трасологов Лидии Зоткиной и Хьюга Плиссона
На риолите работал лишь сплав весьма высочайшего свойства, которого население земли не понимало прямо до стального века. При всем этом непонятно, что старый человек мог дозволить для себя так расходовать железные орудия, представлявшие в прошедшем огромную ценность.
Не так давно команде Вячеслава Молодина удалось найти, начиная с какого времени были бы сделаны петроглифы. Горы здесь когда-то закрывал ледник, потому изображения могли показаться не ранее, чем он пропал. Датировкой занимались французские спецы по геоморфологии из Института Савойи Мон Блан. Ученые изучили возраст наземных космогенных нуклидов. Они образуются, когда атомы неких минералов распадаются под действием галлактических частиц больших энергий и скапливаются в приповерхностных частях породы. По количеству скопленных нуклидов можно найти время обнажения скальной поверхности. Оказалось, что ледник ушел с местности Калгутинского рудника еще в палеолите, а означает, уже тогда у первобытных живописцев была возможность бросить там собственный след.
«В один прекрасный момент мы опять взяли местную гальку, с которой уже экспериментировали, но действовать стали по-другому: чуток меньше силы, чуток больше терпения — и сработало. Серией маленьких слабеньких ударов вышло пробить верхнюю корку, а далее уже можно обрабатывать породу как угодно. Нужно отметить, что это нетипичный прием для остальных областей Алтая и для Монголии», — разъясняет Лидия Зоткина. Трасолог отмечает, что фактически все петроглифы на этом монументе за редчайшими исключениями выполнены каменным орудием, но это быстрее не маркер эры, а технологическая необходимость, которая обоснована специфичностью материала.
Великий потоп. Алтайский след. Курайская степь,
Позднее ученые нашли на Калгутинском руднике огромное количество изображений, выполненных в технике неглубокой выбивки, что подтвердило их теорию. Эти петроглифы потемнели с течением времени и были чуть различимы на фоне горы. Но когда след от гальки свежайший, он контрастирует с поверхностью, и нет необходимости прорабатывать изображение поглубже. Конкретно такие изображения оказались на монументе в большинстве. Остальным приемом, при помощи которого вышло нарушить целостность корки, оказалась прошлифовка, другими словами протирка линий, что также не приемлимо для наскального искусства региона.
От технологии к стилю
Если на Калгутинском руднике манера выполнения петроглифов была продиктована необходимостью пробить крепкую породу, то родственную технологию на монументах Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа в Монголии сиим не разъяснить. Они изготовлены на обнажениях сланца, где можно применять практически любые приемы сотворения наскальных изображений.
«К огорчению, мы не смогли установить, каким орудием были изготовлены татарские петроглифы. В почти всех местах они плохо сохранились, порода выветрилась, и изображения остались совершенно без следов, без какой-нибудь свойства модификации поверхности. В остальных вариантах пикетаж весьма плотный, из-за что недозволено выделить отдельные следы. Но все-же нам подфартило: в определенный момент свет свалился таковым образом, что мы смогли увидеть изображения, выполненные в той же технике прошлифовки и поверхностной выбивки, что и калгутинские», — отмечает Лидия Зоткина.
Исследователи подразумевают, что приемы, выработанные при работе с жесткой поверхностью, оказались устойчивыми и использовались даже там, где в их не было беспристрастной необходимости. Таковым образом, их, вместе с красочной манерой изображения, можно разглядывать как один из признаков особенного стиля, который ученые окрестили калгутинским. А то, что в сюжетах петроглифов находятся мамонты, и изобразительная манера близка с европейскими монументами, дозволяет археологам представить, что они были изготовлены в конце эры палеолита.
«Это новейший штришок к тому, что мы знаем о иррациональной деятельности старых людей в Центральной Азии. Науке известны предметы искусства эры палеолита в регионе. Это и именитая серия скульптур на местности Мальты в Иркутской области, возраст которых от 23—19 тыщ лет, и несколько комплексов на Ангаре. Предположение, что у жителя плейстоцена было в том числе наскальное искусство на открытых плоскостях, полностью укладывается в этот контекст», — считает Вячеслав Молодин.
Источник