Русские отцы Америки — Блог о самом интересном.

В сентябрьском номере «Родина» поведала о нескольких пассажирах «философского парохода», которым в осеннюю пору 1922 года новенькая власть выдала билет в один конец. Завышенный энтузиазм читателей (на веб-сайте «Родины» и в соц сетях статью «Пассажиры философского парохода» прочитали 10-ки тыщ человек) побудил нас продолжить тему.

А их увозили — пока — корабли,

А их волочили поезда…

И даже поразмыслить они не могли,

Что это «пока» — навечно.

Александр Галич.

Больше всего российских беженцев в 1-ые годы революционной смуты оказалось за океаном. Они щедро отплатили Америке за радушие…

Alexey podovitch (1898-1971)

АЛЕКСЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ БРОДОВИЧ

Российский отец южноамериканского печатного «глянца»

Чем занимался в Рф.

Алексею исполнилось шестнадцать лет, когда началась 1-ая глобальная война. Парень отправился на фронт, но беглеца возвратили родителям, а те отправили отпрыска учить науку в Тенишевское училище. Опосля окончания в 1917 году Пажеского корпуса выполнил свою мечту и оказался на фронте. Опосля революции в звании капитана вступил в Добровольную армию. Был тяжело ранен в боях за Одессу. Восемь месяцев провел в Кисловодском лазарете.

Предпосылки эмиграции.

При пришествии большевиков был эвакуирован совместно с иными ранеными поначалу в Новороссийск, а потом, по торенной дороге белоснежной эмиграции, в Константинополь.

Что сделал в Америке.

За океаном оказался транзитом через Францию, где в 1920 году начал свою выдающуюся карьеру декоратором в антрепризе Сергея Дягилева. Благодаря этому близко сошелся с художественной элитой Парижа — Пикассо, Матиссом, Кокто, Дереном. Тогда же, за кулисами театра, сделал свою первую фотосерию «Российских балетов», которые сейчас числятся классикой «абстрактной» фото.

В 1934 году Кармель Сноу, редактор южноамериканского журнальчика Harper s Bazaar, увидев работы Бродовича, здесь же пригласил его на пост арт-директора. И тот перевернул устоявшиеся понятия о журнальном дизайне. Бродович принимал журнальную страничку как трехмерное место, открывающее бескрайние просторы для творчества; он был первым в мире арт-директором, сделавшим текст и фото единым целым. А еще он привил янки вкус к европейскому авангарду, заказывая работы ведущим европейским художникам, иллюстраторам и фотографам — довольно именовать Сальвадора Дали и Анри Картье-Брессона.

Скоро Бродович основал свой журнальчик — Portfolio, продолжив новаторский поиск. В чудилось бы рутинную журналистскую работу «он привнес грубость, граничащую с революционностью, непревзойденное видение и вкус к авангардным тестам, которые наиболее 30 лет внушали благоговение всем, кто когда-либо имел льготу быть им руководимым», — гласил о нем известный писатель Трумэн Капоте.

Опосля Portfolio художественные издания подобного рода стали возникать в Америке сотками. В мировой промышленности глянцевых журналов и графического дизайна Бродович является таковой же культовой фигурой, как Эйзенштейн для синематографа.

Алексей Вячеславович скончался в возрасте 73-х лет. По всему миру прошли выставки, посвященные его памяти. Имя Бродовича выбито на стенке в Зале Славы нью-йоркского Art Directors Club.

Vladimir K. Zworykin (1888-1982)

ВЛАДИМИР КОЗЬМИЧ ЗВОРЫКИН

Российский отец южноамериканского телевидения.

Чем занимался в Рф.

С различием окончил Технологический институт в Петербурге, еще студентом участвовал в опытах «дальновидения» известного доктора Б.Л. Розинга, о чем вспоминал в книжке Оррина Данлопа «Будущее телевидения» (1947): «Когда я был студентом (в 1907-1912 гг.), я обучался у доктора физики Розинга, который, как понятно, первым применил электронно-лучевую трубку для приема телевизионных изображений. Я весьма интересовался его работами и просил позволения помогать ему. Много времени мы посвящали беседам и дискуссии способностей телевидения. Именно тогда я и сообразил недочеты механической развертки и необходимость электрических систем».

В годы Первой мировой войны служил на полевой радиостанции в Гродно, преподавал в Офицерской радиошколе в Петрограде.

Предпосылки эмиграции.

В 1-ые революционные годы чин поручика и непролетарское происхождение (родился в семье безбедного негоцианта) были погибели подобны. Сам Зворыкин потом вспоминал: «Становилось естественным, что ждать возврата к обычным условиям, а именно для исследовательской работы, в ближнем будущем не приходилось… Наиболее того, я грезил работать в лаборатории, чтоб воплотить идеи, которые вынашивал. В конце концов я сделал вывод, что для схожей работы необходимо уезжать в другую страну, и таковой государством мне представлялась Америка».

Крайним толчком к отъезду стала информация о том, что ордер на арест Зворыкина уже подписан.

Что сделал в Америке.

Был немедля нужен компанией «Вестингауз» — фаворитом южноамериканского рынка электроники. «Признаюсь, я практически ничего не сообразил из того первого рассказа о его изобретении, но я был весьма впечатлен сиим человеком… просто очарован его уверительностью», — произнесет позже о будущем изобретателе телевидения один из его работодателей.

В 1923 году Зворыкин подал патентную заявку на электрический метод передачи изображения и через пару лет окончил создание целостной электрической телевизионной системы.

В 1929 году перебежал на работу в Radio Corporation of America (RCA), где уже работавший тут Дэвид (Давид) Сарнов, тоже выходец из Русской империи, пригласил Зворыкина на должность управляющего лаборатории электроники RCA. И скоро тот явил миру «высоковакуумную телевизионную приемную трубку», которая сейчас именуется кинескопом. Также передающую электронно-лучевую трубку — иконоскоп, сумев выделить в его луче голубий, красноватый, зеленоватый цвета и получив цветное изображение.

«Иконоскоп — это современный вариант людского глаза», — назначил тогда Владимир Зворыкин.

В 1931 году RCA передала 1-ые пробные передачи в Нью-Йорке. Улучшенные кинескоп и иконоскоп Зворыкина открыли новейшую эру в развитии радиоэлектроники. Дэвид Сарнофф, вложивший в Зворыкина большенные средства, произнесет позже: «Мы издержали практически 50 миллионов баксов, до этого чем возвратили хотя бы один пенс от реализации первых телевизоров. Но кто сейчас может сказать, что мы издержали эти средства напрасно? Я могу с уверенностью заявить, что Зворыкин самый наилучший торговец мыслях из всех, кого я знал».

Но когда америкосы попробовали присвоить Зворыкину титул «отца телевидения», он пришел в замешательство: «Я изобрел кинескоп и ни на что другое не претендую!»

Телевидение осталось главной научной страстью Зворыкина, но не единственной. Он стоял у истоков развития электрической микроскопии. Стал пионером в применении средств электроники в биологии и медицине. Запатентовал изобретения в области электрического обеспечения управляемых ракет. А во время 2-ой мировой войны занялся (и снова удачно) разработкой устройств ночного видения и авиабомб с электрической головкой наведения.

В составленном в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) глобальном рейтинге «1000 лет — 1000 человек» имя Зворыкина вошло в первую сотку совместно с именами Толстого, Достоевского, Петра Величавого. Один из коллег именовал его «подарком южноамериканскому материку».

Vladimir Ipatieff (1867-1952)

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ИПАТЬЕВ

Российский отец американской нефтехимической отрасли.

Чем занимался в Рф.

Опосля окончания Михайловского артиллерийского училища работал в Санкт-Петербургском институте. В 1916 году стал академиком Санкт-Петербургской академии. В советы, подписанной выдающимися учеными, подчеркнуто: «Работы Ипатьева различаются бо’льшим многообразием, нежели работы Сабатье, получившего в 1912 году Нобелевскую премию… Наша родина заняла в области исследования контактного катализа новейшую, наиболее твердую, безусловн совсем самостоятельную позицию».

В годы Первой мировой войны предназначил себя разработке способов защиты от хим орудия и достигнул сверкающих фурроров. Генерал-лейтенант Ипатьев управлял Хим комитетом при Главном артиллерийском управлении, выезжал на фронт, проверяя эффективность защиты бойцов от деяния.

Предпосылки эмиграции.

Посреди 1920-х годов, опосля того как от власти был отстранен тесновато работавший с ученым Троцкий, Ипатьев ощутил перемену и в отношении к для себя: его вывели из Президиума ВСНХ, недвусмысленно напомнили о том, что в свое время он отказался вступить в партию. В 1936 году, во время научной командировки за предел, академик АН СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) Владимир Николаевич Ипатьев вызнал о преследовании коллег по подозрению во «вредительстве и шпионаже». Его близкий друг, доктор Е. Шпитальский, был выслан в кутузку сходу опосля избрания членом-корреспондентом Академии СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). Ипатьев принял решение не ворачиваться на Родину.

Вспышка «неизвестной пневмонии» в Казахстане — новый штамм COVID-19?

Что сделал в Америке.

Русскому «невозвращенцу» предложили преподавать сходу в 2-ух институтах — чикагском Северо-Западном и Нортуэстернском в научном центре Эванстоун — и предоставили лабораторию. В нее он вкладывал все заработанные средства, приглашая на работу лишь российских и янки, знавших российский язык. Наикрупнейшим открытием Ипатьева стал разработанный им революционный метод перегонки нефти, нареченный «каталитическим крекингом»: он дозволил абсолютно — на 20 процентов! — прирастить выход бензина при переработке нефти. Иным прославившим российского химика изобретением стал высокооктановый бензин, который во время 2-ой мировой войны отдал южноамериканским самолетам победный перевес в скорости.

Вклад Ипатьева в органическую химию и нефтяную индустрия Америки так велик, что южноамериканские коллеги поставили его в один ряд с Ломоносовым и Менделеевым. А Генри Форд называл Владимира Николаевича одним из основателей современного вида жизни США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке).

В 1937 году Ипатьев был признан «человеком года», обойдя тыщу претендентов на этот титул; стал академиком Государственной академии США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). И, в конце концов, в мае 1939 года был удостоен медали Лавуазье — высшей заслуги для выдающихся химиков планетки. Нобелевский лауреат Вальштетер произнес о нем: «Никогда за всю историю химии в ней не возникал наиболее величавый человек, чем Ипатьев».

На Родину память о нем возвратилась только в 1990 году, когда Академия вернула его в правах реального члена.

George B. Kistiakowsky (1900-1982)

ГЕОРГИЙ БОГДАНОВИЧ КИСТЯКОВСКИЙ

Российский отец американской атомной бомбы.

Чем занимался в Рф.

Молодой Жора ничего существенного создать на Родине не успел. Октябрьскую революцию не принял, считал власть большевиков «авторитарной».

Предпосылки эмиграции.

В осеннюю пору 1918 года вступил в ряды Белоснежной армии. В 1920 году ушел из Крыма в Константинополь.

Что сделал в Америке.

В 1921 году недолгим транзитом через Болгарию и Югославию оказался в Германии. Поступил в Берлинский институт, прошел полный курс обучения всего за три с половиной года, стал медиком хим наук. С выходом монографии «Фотохимические процессы», уже под именованием Джордж Кистяковский, был признан в научном мировом обществе. С 1930 года связал свою карьеру с Гарвардским институтом, тогда же получив южноамериканское гражданство. Тут стал одним из наилучших профессионалов по взрывчатым субстанциям, за что в 1941 году был избран членом Государственной академии США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке).

В 1942 году исследования Кистяковского завлекли внимание грядущего создателя атомной бомбы Р. Оппенгеймера, он пригласил российского в качестве «консультанта по взрывам». И уже к началу 1945 года в руководстве «мистера Кисти», как окрестили его коллеги, работал коллектив из 600 ученых и инженеров.

1-ые атомные бомбы делали на базе урана. Но наиболее заманчивым чудилось уже тогда внедрение оружейного плутония. Но плутоний-239 никак не желал взрываться по принципу, разработанному для урановых бомб. От решения данной задачки зависело будущее ядерного проекта США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) — и Кистяковский искрометно совладал с задачей. Он разработал боратол — «неспешную взрывчатку», действие которой (умеренно со всех сторон с силой в тыщи атмосфер) сжимало плутониевый шар и намертво, до плотности критичной массы, прижимало его половины друг к другу. В итоге запускалась цепная реакция.

Научное открытие Кистяковского позволило не только лишь впору окончить создание «рабочей» атомной бомбы, да и удачно провести ее испытание. Молвят, при первом ядерном взрыве никто не был допущен к «запалу» Кистяковского, не считая самого создателя.

Через 20 один денек опосля испытаний в Аламогордо, 6 августа 1945 года, в три часа утра три бомбовоза В-29 взлетели с острова Тиниан в сторону Хиросимы.

В 1959-1961 годы Кистяковский был особым советником по науке и технике президента США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) Д.Н. Эйзенхауэра. Погиб в декабре 1982 года от рака легких. Некрологи в «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс» отмечали бесценный вклад ученого в разработку атомного орудия и… борьбу за мир: к концу жизни он стал одним из создателей соответственного южноамериканского Комитета.

Останки Дж. Кистяковского развеян, по завещанию, около его пригородного дома на атлантическом побережье Кейп-Код (в Массачусетсе).

Wassily Leontief (1905-1999)

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛЕОНТЬЕВ

Российский отец южноамериканского экономического чуда.

Чем занимался в Рф.

В 1925 году Василий Леонтьев окончил исследование философии и социологии в Ленинградском институте. Нестандартные возможности 19летнего выпускника были явны, его пригласили преподавать на кафедре экономической географии Политехнического института в Ленинграде. Но 1-ая же написанная им статья вызвала скандал. Совсем безопасная исходя из убеждений идеологии, она тем не наименее была запрещена для публикации. Это больно стукнуло по самолюбию юного ученого. Он подал заявление на визу в Германию, чтоб продолжить образование в Берлинском институте. Там изучал экономические науки и защитил докторскую диссертацию «Круговорот экономики».

Предпосылки эмиграции.

Отец Василия, приват-доцент, депутат Учредительного собрания, потом большой бюрократ наркомата денег СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), приехав в Берлин по служебным делам, на родину решил не ворачиваться; к нему уже подбирались «органы», семья Леонтьевых по классовой принадлежности принадлежала к «буржуям». Решение отца предназначило и выбор отпрыска. В 1931 году Василий Леонтьев эмигрировал в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке).

Что сделал в Америке.

Победивший на выборах 1933 года южноамериканский президент Франклин Рузвельт назначил «новейший курс», сущность которого в муниципальном регулировании экономики. Одним из основных советников Рузвельта и стал Василий Леонтьев. Он с честью совладал с задачей посодействовать Америке победить депрессию. А роль страны в упорядочении стихии рынка с того времени сделалось главный темой его исследовательских работ.

Основное отыскать ту неуловимую пропорцию, когда заинтригованность и творчество бизнесмена органично смешиваются с твердыми рамками муниципального контроля.

Леонтьев и отыскал в первый раз ту золотую середину — обусловил четкий коэффициент, при котором регулирование рынка становится очень действенным. Для этого потребовались колоссальные исследования: ученый собрал неповторимую статистику (создание, сбыт, стоимость…), какой ни до него, ни опосля не владел никто. Знаменателен сам факт, что обработка этих данных стала вероятна только с течением времени, когда возникли вычислительные машинки крайних поколений.

Гиганский труд исследователя — вот та база, которая дозволила Леонтьеву избежать ошибок в прогнозах. Он стал шаманом, который вправду способен вызвать дождик. Собственный способ экономического предвидения Василий Васильевич именовал «издержки — выпуск», за что и получил Нобелевскую премию 1973 года.

«Экономика — та же яхта. Пока компаниям не разрешено извлекать прибыли, экономика не развивается (яхта не плывет, пока нет ветра). Но яхта поплывет не туда, если правительство не предоставит карту и отвес, не будет вести корабль» — эта метафора Леонтьева идеальнее всего передает его поэзию экономики.

В Соединенных Штатах его называли «апостолом планирования».

Alexander Poniatoff (1892-1980)

АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ ПОНЯТОВ

Российский отец южноамериканского видеомагнитофона.

Чем занимался в Рф.

Обучался в Столичном высшем техническом училище, где под воздействием Н.Е. Жуковского увлекся авиацией. Перед Первой мировой войной закончил школу летчиков и стал пилотом гидросамолета. Опосля трагедии получил тяжелое ранение, от которого так и не оправился стопроцентно; крайние годы жизни провел в инвалидной коляске.

Предпосылки эмиграции.

В годы революции был участником Белоснежного движения (служил в авиации Сибирской армии) и известного Сибирского (Ледяного) похода. Опосля поражения белоснежных основался в Шанхае, где работал переводчиком в агентстве «Рейтер», инженером на электростанции, пробовал заниматься торговлей лесом.

Что сделал в Америке.

Перебравшись сначала 1920-х годов в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), начинал пилотом штатской авиации, продолжил в фирме, занимавшейся разработкой систем бортового электрооборудования. Посреди 1940х организовал свою компанию Ampex (сокращение от «Александр Матвеевич Понятов» плюс английское слово «excellent» — «потрясающий»), которая сначала располагалась в древнем гараже. Но бывшему пилоту удалось собрать мощный экипаж. В числе служащих оказался, к примеру, ставший скоро известным Рей Долби — создатель неповторимой звуковой системы кинопоказа, которой обустроены все кинозалы мира.

Как после войны восстанавливали Беларусь

Понятов находил беспроигрышное дело, а отыскал его, на самом деле, случаем, когда опосля окончания 2-ой мировой войны ему на глаза попались трофейные магнитофоны. На их базе была сотворена 1-ая южноамериканская аппаратура для аудиозаписи. Но реальный фуррор длительно не приходил. Помощь опять пришла нежданно: известный эстрадный певец Бинг Кросби, страстный радиолюбитель, стремительно оценил достоинства трансляции собственных концертов с магнитной ленты. Его 1-ый большой заказ обеспечил старт для новейшей продукции конторы Ampex, а концерты звезды с применением магнитофонов сделали хорошую ей рекламу.

В 1947 году в Голливуде Ampex в первый раз показал макет аудиомагнитофона Model 200A, с которого и началась эпоха магнитной записи в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке).

Но по-настоящему звездным достижением конторы и ее основоположника сделалось создание первого в мире проф вещательного видеомагнитофона. Как определил это сам Понятов, «в течение 7 лет впереди нас в этом деле был лишь Бог!». Презентация новинки свершилась 14 марта 1956 года в Государственной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго. Модель VRX-1000 произвела реальную революцию в мире телевидения — в ноябре 1956 года в эфире телекомпании CBS в первый раз вышел выпуск новостей в записи. Через два года южноамериканская киноакадемия присудила Понятову «Оскар» за выдающиеся технические заслуги. А в 1958 году южноамериканское галлактическое агентство NASA приспособило видеомагнитофоны «Ампекс» для обслуживания галлактических полетов и до сего времени не изменяет этому выбору.

Америкосы еще при жизни назвали Понятова «гением, очарованным творцом, нескончаемым созидателем…» Мировые средства массовой инфы именуют его «пионером видеоэры». В 2000 году Глобальная ассоциация потребителей электроники организовала Зал Славы, чтоб увековечить вклад более узнаваемых изобретателей, конструкторов, организаторов и предпринимателей в развитие электроники. Одними из первых этого знатного звания были удостоены Генрих Герц, Томас Эдисон и Никола Тесла. Посреди самых узнаваемых современников такового звания удостоился Стив Джобс. Из наших сограждан в знатный перечень Зала Славы занесены имена Владимира Зворыкина, Давида Сарнова и Александра Понятова.

А он не переставал обожать Родину. Перед входом в филиалы собственной компании, где бы они ни находились, Понятов повелел сажать две березки.

Igor Sikorsky (1889-1972)

ИГОРЬ ИВАНОВИЧ СИКОРСКИЙ

Российский отец южноамериканского авиастроения.

Чем занимался в Рф.

Сикорский первым вымыслил, что аэропланы должны быть многомоторными. Это увеличивало их надежность, грузоподъемность и дальность полета. Первым таковым самолетом в Рф стал воздушный гигант «Гранд», с которого ведет отсчет вся глобальная томная авиация. Вослед за ним под управлением Сикорского был построен и удачно испытан четырехмоторный «Российский витязь». А 12 февраля 1914 года в Риге на полигоне Российско-Балтийского завода в воздух поднялся знаменитый «Илья Муромец». На борту четырехмоторного самолета было 16 пассажиров — невиданный для тех пор рекорд. Комфортабельный салон, отопление, ванна с туалетом и… прогулочная палуба!

Конкретно на «Илье Муромце» в летнюю пору 1914 года Сикорский сделал перелет из Петербурга в Киев и назад. Это был абсолютный мировой рекорд. В августе 1914 года, когда разразится война, Николай II подпишет указ о разработке первой эскадры далекой бомбардировочной авиации. Она состояла из 10 «Муромцев»; так было положено начало тяжеленной боевой авиации стратегического предназначения.

Ценность Игоря Сикорского в разработке томных многомоторных воздушных кораблей полностью безусловен и это навечно остается принципиальным фактом в ряду тех, что питают нашу национальную гордость.

Предпосылки эмиграции.

Игорь Сикорский происходил из известной семьи; отец Иван Алексеевич был наикрупнейшим психиатром собственного времени, состоял доктором Правительского Института Св. Владимира в Киеве. Революцию не принял, сообразуясь с данными собственной науки: «Революция есть нездоровой психоз, а нездоровой психоз — есть революция». Новенькая власть не могла простить такового диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти) ни папе, ни отпрыску. Сначала 1918 года один из бывших служащих уже всемирно известного конструктора Игоря Сикорского, работавший на большевиков, пришел к нему ночкой домой и предупредил: «Положение весьма опасное. Я лицезрел приказ о вашем расстреле».

Что сделал в Америке.

Оказавшись в Нью-Йорке без средств к существованию, Игорь устроился учителем в вечерней школе. Но к 1923му году ему удалось собрать компанию единомышленников-эмигрантов — причастных к авиации инженеров, рабочих. И, основное, летчиков. Они и составили костяк маленький самолетостроительной конторы. Детали находили на авто свалке, в лавках утиля, на блошином рынке. Разбирали старенькые кровати, и никелированные уголки шли на оформление крыльев и фюзеляжа. 1-ый самолет был построен в невиданно маленький срок. Он стал воплощением неистребимой российской мечты, не умирающей вопреки хоть каким происшествиям.

Компании Сикорского предложили 600 баксов за перевозку по воздуху 2-ух огромных пианино из Рузвельтфилда в Вашингтон, где предполагался фортепианный вечер Сергея Рахманинова. Эти средства были первой трудовой прибылью конторы, рабочие получили заработную плату, но основное — перевозка послужила доходчивой рекламой надежности, грузоподъемности и вместительности самолета.

Но для последующего взлета своей судьбы Игорь Иванович избрал вертолет, в каком была острая необходимость по всему миру. Пропадали экспедиции, падали в ущелья альпинисты, в море уносило льдины с рыбаками, вытерпели бедствие мореплаватели… 14 сентября 1939 года Сикорский поднял в воздух однороторный геликоптер с управляющим винтом на хвостовой опоре. Машинка оказалась только успешной. С тех пор и по сей денек вертолеты конкретно данной системы доминируют в мире.

Справедливости ради нужно увидеть: над разработками винтокрылых аппаратов желали еще Леонардо да Винчи и Михайло Ломоносов, а одновинтовую схему, которую Сикорский довел до традиционного состояния, предложил еще за 30 лет до него превосходный российский конструктор Б.Н. Юрьев. Недаром Сикорский, как никто иной знавший историю вертолета и сам ее создававший, напористо напоминал: «Вертолет — это российское изобретение».

О славе российских авиаконструкторов в Америке сладкоречиво свидетельствует тот факт, что при разработке новейших авиационных компаний спонсоры ставили условием: «Половина инженеров должны быть русскими».

На новейшей глобальной войне 400 винтокрылых машин Сикорского, как никакие остальные, послужили спасению людей. Они стали летающими лазаретами, находили покалеченых, были связными меж линией фронта и тылом. Игорь Иванович гордился своими небесными ангелами, торжественно и тщательно записывал в особый журнальчик все случаи, когда его вертолеты выручали людские жизни. А таковых набралось наиболее миллиона!

За годы работы в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) основоположник компании «Сикорский Аэроинжениринг Корпорейшн» разработал 17 базисных типов самолетов и 18 вертолетов. В публичном мировоззрении Америки и Рф Игорь Иванович Сикорский признан гением авиастроения.

Stephen Timoshenko (1878-1972)

СТЕПАН ПРОКОФЬЕВИЧ ТИМОШЕНКО

Российский отец американской прикладной механики.

Чем занимался в Рф.

С января 1913 года — доктор Петербургского института инженеров путей сообщения, скоро доктор Политехнического и Электротехнического институтов. В годы Первой мировой войны энергично работал на оборону страны как эксперт военно-инженерного совета по строительной механике. С 1912 по 1917 годы — ведущий эксперт при постройке судов российского военного флота. Оказал существенное воздействие на инженерное образование в Рф, до революции издал традиционные учебные пособия «Курс сопротивления материалов» и «Курс теории упругости».

Предпосылки бегства.

Предпосылки типичны — отсутствие перспектив для приложения собственных творческих сил. Решение уехать за границу принял в осеннюю пору 1919 года. Опосля 3-х лет скитаний по Европе оказался в Северной Америке.

Что сделал в Америке.

Работал в исследовательском отделе компании «Вестингауз», где уже трудились российские инженеры, будущие знаменитости В.К. Зворыкин и И.Э. Муромцев. Талант новенького был сходу увиден, его стали наперерыв приглашать в самые престижные аудитории. «Так, возможно в первый раз на местности Соединенных Штатов был прочитан курс теории упругости», — писал потом Сергей Прокофьевич. Он оказал решительное воздействие на постановку технического образования американских инженеров. Став доктором Мичиганского института, организовал летнюю школу механики для докторантов и дипломированных профессионалов Америки. Тимошенко вооружил инженерную элиту доктриной рыночной «экономики познаний», которой будут следовать весь ХХ век его заморские ученики. В благодарность они организовали медаль его имени.

Степан Прокофьевич погиб в германском городке Вуппертале, где провел свои крайние годы совместно с дочерью Анной Хельцельт-Тимошенко.

Mikhail Chekhov (1891-1955)

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧЕХОВ

Российский отец Голливуда.

Чем занимался в Рф.

О собственном племяннике, когда тот был еще мальчуганом, его величавый дядя писал: «Я думаю, что из него выйдет профессиональный человек». Антон Павлович не ошибся. В историю российского театра Миша Чехов вошел совместно с основанной Константином Станиславским и Леопольдом Сулержицким Первой студией МХТ. «Как Сулержицкий и Вахтангов являлись эмблемой Первой студии в области режиссуры, так Чехов был эмблемой в области актерского мастерства», — отмечал его современник, театровед Павел Марков.

Археологический фальсификат. Как творят историю. Война продолжается.

Чехов оказался самым блестящим из учеников Станиславского. Тот гласил юным актерам: «Изучайте систему по Мише Чехову, всё, чему я учу вас, заключено в его творческой особенности. Он — могучий талант, и нет таковой задачки, которую он не смог бы на сцене выполнить».

В октябре 1922 года во МХАТе свершилась премьера «Ревизора» в постановке Евгения Вахтангова. Вот строчки из рецензии: «Может быть, впервой за все те восемь десятилетий, которые насчитывает сценическая история «Ревизора» на российской сцене, явлен наконец тот Хлестаков, о котором писал сам Гоголь».

В ноябре 1924 года свершилась генеральная репетиция «Гамлета». По окончании ее А. Луначарский передал Чехову грамоту о присуждении ему звания заслуженного артиста муниципальных академических театров.

Почти все современники Миши Чехова пробовали осмыслить неповторимость его актерского дарования. «Это волшебство, которое недозволено разгадать», — сходились в общем мировоззрении Сергей Эйзенштейн и Игорь Ильинский.

Предпосылки эмиграции.

В конце 1920х годов Миши Чехова нежданно назвали «итальянским фашистом». Причина: он два раза ездил в Италию поправить здоровье, которое не было богатырским; в феврале 1928 года прямо во время спектакля у него случился сердечный приступ. В летнюю пору такого же года Всеволод Мейерхольд и Миша Чехов находились на отдыхе в Германии. Это вызвало новейшую волну травли в печати. Мейерхольд немедленно возвратился домой, а Чехов остался в Берлине на год. И скоро сообразил, что становится «германским актером». Но он еще длительно не желал окончательного разрыва с Отечеством, оставаясь русским подданным прямо до 1946 года.

А в 1938 году, когда политическая обстановка в Европе накалилась, студия Миши Чехова «от греха подальше» перебралась в Америку.

Что сделал в Америке.

В Голливуде Миша Чехов сыграл в 10 художественных фильмах и в одном так именуемом «воспитательном» для американской армии. Две его книжки «О технике актера» — одна на российском, иная на британском языке, изданные в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), — содействовали широкому распространению тут его представлений о актерском мастерстве. И основное, Чехов основал свою театральную школу, которую здесь же назвали «кузницей театральных талантов».

Из 300 номинантов за всю историю премии «Оскар» 165 (!) актеров были учениками Чехова либо «выпускниками» его школы. Почти все звезды, до сего времени сияющие в Голливуде, — «крестники» Миши Александровича: Джек Николсон, Харви Кейтель, Брэд Питт, Аль Пачино, Роберт де Ниро. «Система Чехова» оказалась плодотворной для Ингрид Бергман, Грегори Пека, Клинта Иствуда, Энтони Куинна, Юла Бриннера, Ллойда Бриджеса…

В особенности весомым считается вклад Миши Чехова в раскрытие таланта Мерлин Монро. В то время, как почти все коллеги ставили под колебание профпригодность актрисы, Чехов открыл ей все секреты собственной техники актерского мастерства. Монро не попросту брала уроки у Чехова, она с экстазом знакомилась с системой Станиславского, упрямо занималась самообразованием, приходила на съемки с томиком Достоевского, ночами запоем читала Льва Толстого и Ивана Тургенева. Мэрилин оставалась ученицей Чехова три года. В один прекрасный момент подарила ему портрет президента Линкольна с надписью: «Он был моим кумиром, сейчас им стали Вы».

Миша Чехов погиб 30 сентября 1955 года. Похоронен в Лос-Анджелесе, на кладбище Лаун Мемориал.

Vladimir Yourkevitch (1885-1964)

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЮРКЕВИЧ

Российский отец южноамериканского кораблестроения.

Чем занимался в Рф.

Обучался в Санкт-Петербургском политехническом институте и уже тут, под управлением известного инженера-кораблестроителя Константина Боклевского, начал разрабатывать собственные идеи проектирования корпуса судов. А конкретно: сопротивление воды движению корабля значительно понижается, если уменьшить поперечный размер судна в так именуемом центре давления на корпус.

Для определения этого центра Юркевич предложил формулу, которая стала традиционной в мировом кораблестроении. И навечно изменила вид флота.

Соответствующей чертой судов новейшей конструкции стала обтекаемая «бульбообразная» форма носа, нареченная «бульб Юркевича». По воззрению профессионалов, 1-ый российский дредноут «Севастополь», строившийся в 1912 году под наблюдением Юркевича (тут в первый раз была реализована «обтекаемость корпуса»), «на много лет обогнал мировое кораблестроение».

Предпосылки эмиграции.

В 1916 году Юркевич разработал проект подводного минного заградителя. Революцию не принял, но, оказавшись в 1920 году в Константинополе, не подразумевал, что покидает Россию навечно. Документы личного архива молвят, что этот поступок был вызван в основном напористостью его первой супруги, Надежды Евгеньевны, с которой он расстался в 1931 году в Париже.

Что сделал во Франции.

Юркевич работал портовым грузчиком в Константинополе, организовал мастерскую по ремонту каров. Оказавшись опосля длительных мытарств во Франции, устроился на автозаводе «Рено». Прошло 6 лет, до этого чем превосходного конструктора взяли на работу в крупнейшую судостроительную компанию «Пеноэтт».

Вот здесь Юркевича и ожидал его величавый сюрприз: «К собственному большенному удивлению, при проверке данных наилучших кораблей… я увидел, что ни на одном из их не было достигнуто тех результатов, которые они должны могли быть отдать, если б были спроектированы по моему способу». А скоро «Пеноэтт» получил заказ на разработку проекта и стройку наикрупнейшго круизного трансатлантического судна «Нормандия».

5 лет тщательного труда, точнейших вычислений, проверок — и именитые обводы корпуса, спроектированные Юркевичем, приняты! 20 октября 1932 года «Нормандия» была триумфально спущена на воду. Глобальная пресса не скупилась на экзальтированные оценки, новое судно «соединяло внутри себя грациозность яхты с богатством Версальского дворца». К тому же в первом же рейсе «Нормандия» установила мировой рекорд — меньшую длительность перехода через Атлантику и наивысшую при всем этом среднюю скорость.

Парижская газета «Наша родина» писала в те деньки: «Если французы имеют право гордиться победой «Нормандии», потому что «Нормандия» — французский корабль, то мы, российские, можем вдвойне гордиться данной победой, потому что французам отдал эту победу наш российский инженер…»

Что сделал в Америке.

В 1937 году Юркевич переехал в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) — тут ему обещали наилучшие условия и наиболее масштабные проекты. Уже общепризнанный корифей кораблестроения считал, что америкосы пригласят его участвовать в разработке быстроходного трансатлантического лайнера, во всем превосходящего прежние. Но компания, проектировавшая корабль, и не пошевелила мозгами привлечь его к данной работе.

Наикрупнейший в Америке морской гигант «Юнайтед Стейтс» создавался в обстановке таковой секретности, что и сейчас почти все о нем непонятно. В особенности кропотливо пряталась форма подводной части корпуса. В первом же рейсе «Юнайтед Стейтс» стал новеньким владельцем «Голубой Ленты», перекрыв все существовавшие характеристики скорости и экономии ресурсов.

Юркевич, естественно, додумался, в чем дело. Во наружных очертаниях «Юнайтед Стейтс» просто угадывалась его именитая «Нормандия». Но срок деяния патентов Юркевича вышел в 1946 году, его права на собственные формулы и разработки больше не имели силы; ими могли воспользоваться все. Владимир Иванович написал твердую и горькую статью, в какой выразил «свое разочарование моральными плюсами» дельцов-судостроителей. Но америкосы попытались не увидеть обиды величавого конструктора.

Владимир Иванович погиб в 1964 году. В некрологе газета «Новое российское слово» написала: «Дело Юркевича с ним не умерло: его идеи и формулы прочно вошли в современное судостроение и навряд ли из него выпадут — до возникновения новейшего гения. Но гении появляются нечасто!»

Постскриптум.

К началу 1930-х годов в институтах и остальных ведущих научных учреждениях США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) работали около 2-ух сотен больших ученых российского происхождения. Именами этих людей пестрели странички газет и журналов, перед войной все двести оказались в престижном ежегоднике «Кто есть кто?». Но еще больший вклад в быстрое развитие державы, по признанию американских историков, занесли эмигрировавшие в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) российские крестьяне, шахтеры, металлурги. На Среднем Западе и сейчас колосятся южноамериканские злаки — «крымка», «арнаутовка», «малаховка», «кубанка», «харьковка»…

Америкосы справедливо считают такого же Игоря Сикорского своим государственным гением и отводят ему важное пространство в истории южноамериканского ХХ века. В Государственном зале славы изобретателей его имя числится вместе с именами Луи Пастера, Альфреда Нобеля, Томаса Эдисона, братьев Уилбера и Орвила Райт, Генри Форда, Уолта Диснея, Чарльза Линдберга, Энрико Ферми…

А Игорь Иванович, как и почти все величавые сограждане, разделившие с ним южноамериканскую эмиграцию, до смертного часа считал себя русским.

Источник