Не поддающиеся объяснению до этого торможение и тряска на сто процентов исправных кораблей в так именуемой мертвой воде, в конце концов, получили научное разъяснение.
Когда корабль попадает в мертвые воды, путешествие встает на паузу. В наилучшем случае, судно с на сто процентов исправными движками замедлит ход, в худшем — остановится. Попутный ветер может выручить моряков, но даже с полными парусами корабль будет двигаться медлительнее, чем должен.
В первый раз парадокс мертвой воды увидел норвежский исследователь Фритьоф Нансен в 1983 году. Отправившись на север Сибири, путник попал в зону, где его корабль замедлился так, что им трудно сделалось управлять. Нансен не скоро набрал подходящую скорость, так и не осознав, что вышло.
В 1904 году шведский физик и океанограф Вагн Вальфрид Экман обрисовал схожее явление. В собственной лаборатории ученый поставил опыт с водой различной солености, как в той части Северного Ледовитого океана, где «забуксовал» ранее Нансен. Экман нашел, что на границе раздела слоев образуются механические волны. Когда дно корабля ведет взаимодействие с этими волнами, они делают доп сопротивление.
Опосля открытия Экмана ученые сообразили: парадокс мертвой воды вызван различной плотностью слоев воды. Различия в плотности могут появиться из-за разной солености либо температуры воды. Но в любом случае, у капитана корабля лишь два варианта. Он может с досадой следить, как судно тащится с неизменной аномально низкой скоростью, что ощутил когда-то Нансен; или стоять на капитанском мостике и покачиваться вослед за кораблем, испытывающем отрывистые волнения, открытые в лаборатории Экманом.
Понимая причину и виды парадокса мертвой воды, ученые не знали механизм захвата кораблей в волновой плен. Только не так давно физики, спецы по механике воды и арифметики из Института естественных наук CNRS и Лаборатории арифметики и прикладных наук Института Пуатье в первый раз обрисовали это таинственное явление. С пресс-релизом исследования можно ознакомиться на веб-сайте CNRS.
Команда ученых систематизировала волны, возникающие при контакте слоев воды различной плотности вместе, а потом провела моделирование перемещения корабля по математически описанным ранее волнам. Моделирование показало, что эффект мертвой воды возникает в этом случае, когда волны образуют нечто вроде ленты сборочного потока. По данной «ленте» корабль чуть приметно движется то вперед, то вспять, что со стороны смотрится как замедление.
Опыт показал также, что нет принципных различий меж явлениями, которые следили Нансен в 1983 и Экман в 1904. Колебания Экмана равномерно затухают, и корабль начинает двигаться медлительно и с неизменной скоростью.
Работа ученых здесь же породила новейшую догадку по одной из древних загадок населения земли. До сего времени непонятно, почему во время битвы при Акциуме (31 г. до н.э.) мощные корабли Клеопатры погибли, столкнувшись со слабеньким флотом Октавиана. Если представить, что бухта Актия, где проходило схватка, была заполнена мертвыми водами, становится понятно, почему мощь кораблей Клеопатры не посодействовала правительнице. Трение назад пропорционально скорости: чем посильнее тащишь по сопротивляющейся поверхности, тем больше она сопротивляется. Означает, слабенькие корабли Октавиана в мертвых водах были бы маневреннее и резвее, чем мощнейший флот королевы Египта.
Источник