Казань-Город на костях стоит,
Казаночка-речка кровава течет,
Мелки ключики — горючи слезы,
По крутым горам все головы,
Молодецкие, все стрелецкия.
Взятие Казани сделалось самым известным военным походом первой половины царствования Ивана IV. Это событие сделалось олицетворением новейшей эры в истории Рф, эры активных завоевательных походов на восточных рубежах. Падению ханства уделяли огромное внимание в летописях и хрониках, действия 1552 года отыскали своё отражение в записках западноевропейских путников и даже монгольском и финно-угорском фольклоре.
Москва и Казань: Рюриковичи против осколка Золотой Орды
Дела меж Столичным княжеством и Казанским ханством на протяжении нескольких десятилетий сводились к попыткам Величавых Князей из династии Рюриковичей установить собственный контроль над осколком Золотой Орды и оторвать его от крымчаков, досаждавших южным рубежам Рф.
С 1487 года в итоге похода столичных войск в Казани воцарился хан Муххамад-Амин, приклнный Рф. Но успокоение отношений продолжалось лишь до начала XVI века. В 1505 — 1507 году столичный ставленник пошёл войной на собственных владельцев, стремясь к полной независимости. В 1521 году уже новейший хан, Сахиб Гирей из крымской династии, в союзе с родственниками сделал успешный поход на Москву.
Юный Иван IV продолжил политику собственных предшественников, направленную на юридическое подчинение Казани. Но два больших похода, 1547−1548 и 1549−1550 годов не привели к успеху. Основная причина крылась в удалённости пт снабжения от главный армии, действовавшей под стенками Казани. В 1551 году Иван IV отдал приказ возвести в месте впадения реки Свияги в Волгу крепость, получившую заглавие Свияжск.
Свияжск. Гравюра середины XVIII века. Источник: sviyazhsk.info-music.org
В 1552 году укреплённая армия (незадолго до этого было сотворено стрелецкое войско) при поддержке орудий поначалу под Тулой разгромила союзные Казани войска крымского хана, а потом выдвинулась к Волге. Ратников вёл сам правитель. Третьему походу предшествовали безуспешные переговоры о предназначении королевского наместника в столицу ханства, но большая часть казанской знати отвергла эти планы.
В летнюю пору 1552 года королевские войска подошли к Казани и начали осаду. Российские сосредоточили около 150 тыщ человек и 150 пушек. Оборонявшиеся уступали осаждающим числом по наименьшей мере в трижды. 1-ый шаг осады очень портил марийский конный отряд Епанчи, курсировавший в тылах российских войск.
Опосля его разгрома и сожжения Арска, базы черемисов, ничто не мешало Ивану IV готовиться к штурму. Он состоялся 2 октября 1552 года опосля долговременной подготовки. Невзирая на гневное сопротивление, осаждённые были побеждены, а Казань присоединена к Рф. Тем не наименее, в течение пары лет длилась партизанская война против российских захватчиков на местности бывшего ханства.
Российские артиллеристы во время осады Казани. Источник: superclocks.ru
Российские источники: от «Царственной книжки» до Андрея Курбского
Такое принципиальное для истории Рф, как взятие Казани в 1552 году отыскало своё отражение во почти всех источниках тех пор. Условно их можно поделить на «официальные» и «неофициальные», личные. Самой известной официальной летописью периода царствования Ивана IV был «Лицевой летописный свод»: десятитомная иллюстрированная энциклопедия мировой истории. Крайний том, «Царственная книжка», освещал период правления Ивана IV.
Какая же она, Курочка Ряба…
Вступление Ивана IV в Казань. Миниатюра из «Лицевого Летописного Свода». Источник: runivers.ru
О осаде и взятии Казани «Лицевой летописный свод» докладывает в стиле типичного «журнальчика боевых действий», написанного участником событий. Тут можно отыскать информацию о составе войска, военачальниках, главных шагах осады и штурма Казани. Вместе с сиим в тексте летописи можно повстречать огромное количество упоминаний различных «чудес», которые аккомпанировали войска Ивана IV по дороге к Казани.
Таковым образом, сам Бог благословлял ратников в походе против «неправильных». Согласно «Царственной книжке», во время штурма Казани 2 октября 1552 года правитель не сходу присоединился к войскам, а некое время провёл в своём шатре, молясь Богу. Только опосля того, как он убедился в том, что божья помощь ему обеспечена, Иван Васильевич отправился к войскам.
В данной для нас истории можно узреть отчётливую параллель с текстом «Сказания о Мамаевом побоище», посвящённом Куликовской битве. Также вёл себя и Дмитрий Донской перед битвой. Так, создатели «Царственной книжки» проводят прямые параллели меж борьбой Руси против ордынского владычества и войной Ивана IV c Казанью.
Иным увлекательным откликом на действия 1552 года можно именовать «Историю о Казанском королевстве» — это литературное произведение, сделанное спустя 10 лет опосля присоединения Казани и написанное анонимным создателем. Невзирая на то, что в оценке событий тех лет в «Истории…» можно найти много перекличек с «Царственной книжкой» (к примеру, общая мысль борьбы с противниками веры Христа), это произведение владеет некими различительными чертами.
Страничка из «Истории о Казанском королевстве». XVII век. Источник: iamruss.ru
«История…» делает большенный упор религиозном нюансе похода на Казань. Так, в ней содержится легенда о личной встрече царя с митрополитом Макарием. «Правитель же величавый князь воспринимает святительское благословение, как от десницы небесного Вседержителя, а совместно с ним — храбрость и мужество Александра, царя Македонского».
Описывая поход на Казань, создатель «Истории…», в отличие от официальных летописцев, докладывает о величавой засухе, ниспосланной Богом на земли ханства. Пересохшие реки и болота дозволили русским войскам без особенных морок достигнуть Казани. Также в «Истории…» сообщается о том, что казанцы отвергли мирные предложения российских о сдаче городка, в то время как официальная летопись гласит о том, что Иван IV начал переброску войск к Казани, не дожидаясь ответа от противника.
Современные историки указывают на фактические ошибки, находящиеся в «Истории о Казанском королевстве» — создатель этого произведения неточно обрисовывает позиции воевод, неверно датирует те либо другие действия похода.
Так либо по другому, для анонима было важнее аллегорическое описание завоевания Казани в рамках определённой идеологемы: восхваление царя-завоевателя. Перед нами компиляция, сотканная из более знатных произведений тех пор и официальных летописных документов эры.
Председатель СНТ и Джон Коннор : Дружеская беседа о главном часть 2
Посреди источников, описывавших взятие Казани, домом стоят мемуары Андрея Курбского, написанные в изгнании в Литве. В «Истории о делах Величавого Князя Столичного» содержатся сведения, не попавшие ни на странички официальных летописей, ни в текст «Истории о Казанском королевстве».
Андрей Курбский. Источник: yarwiki.ru
Памятуя поход на Казань, Курбский, в отличие от официальных источников, показывает на огромные лишения, переживаемые русскими войсками на подступах к Казани. Так, он гласит о большенном количестве малеханьких речек и болот, которые приходилось преодолевать с помощью перебежчиков-проводников. Невзирая на наличие такового перевалочного пт, как Свияжск, королевские ратники длительное время голодовали.
Курбский обрисовывает достойные внимания подробности штурма городка. По его мемуарам, казанцы заблаговременно знали о штурме 2 октября и успели приготовиться к обороне. Конкретно потому бои в городке приняли ожесточённый нрав.
Ситуацию ухудшало и мародёрство российских ратников. К ханскому дворцу начали стекаться бойцы «не ратного ради дела, но на корысть многую». Это предназначило фуррор контрнаступления казанцев, остановленного лишь вмешательством самого царя и новых сил, пришедших с ним.
Не считая того, Курбский, в отличие от официальных хронистов, докладывал, что Иван IV, невзирая на советы приближённых остаться в городке и подавить сопротивление близлежащих обитателей, предпочёл сходу же уехать. Война с партизанами длилась ещё 4 года.
Вести о Казани в Западной Европе
Такое большое событие в истории Рф, как покорение Казанского ханства, не могло пройти минуя европейских наблюдателей. Свидетельства о событиях 1552 года отыскали отражение в донесениях папских легатов, дипломатов Германии, Франции и Великобритании. В большинстве случаев эти известия содержали ряд маленьких фактических ошибок, не особо менявших смысл произошедших событий.
Так, к примеру, папский легат Антонио Поссевино в своём сочинении «Московия», размещенном 1586 году, докладывал, что основным преимуществом российских в казанской кампании стали артиллерия и огнестрельное орудие. В то же время о боевых качествах татар и их союзников итальянец откликался невысоко. На самом деле казанцы познакомились с порохом ещё в XIV веке.
Антонио Поссевино. Источник: Wikimedia Commons
Германские создатели, такие как Бальтазар Руссов либо Даниил Царевич, достаточно буквально в собственных трудах обрисовывали происходившие в 1552 году действия. Это было обосновано наиболее тесноватыми русско-немецкими контактами по сопоставлению с русско-итальянскими. Увлекательны также труды британских дипломатов. Так, Энтони Дженкинсон, засол Великобритании в Московии, резонно отмечал, что с падением Казанского ханства русским открылся путь для широкой экспансии на Восток.
Комплементарно откликался о татарах шведский историк, создатель «Московитской хроники» Петр Петрей де Эрлезунда. В его труде содержится достаточно подробное описание военной кампании 1552 года и высочайшая оценка боевого духа и сопротивления казанского гарнизона. Вне зависимости от политических либо этнических предпочтений, практически все сообщения европейских хронистов и дипломатов о происходивших в 1552 году событиях отличались точностью.
Фольклорные песни: татары, марийцы и мордва о Казани
Осада и штурм Казани стали пользующимися популярностью сюжетами народных песен. Причём эта популярность относится не лишь к русскому фольклору — отдельные упоминания событий 1552 года можно отыскать в народных произведениях татар и финно-угров.
Феномен мертвой воды: как погибли мощные корабли Клеопатры?
Падения Казани оставило достаточно глубокую рану в исторической памяти монгольского народа в то время. В известной песне «Баит о Сююн-бике», посвящённой супруге изгнанного из Казани в марте 1552 Шах-Али, можно повстречать такие строчки:
Тогда отдал приказ хан-трус
Всем на Казань сбираться,
Чтобы с Русью жадной заодно
Казань взять попытаться.
В Казани был и Шахгали,
Казанцев сразили
И кровью (внутренней средой организма),
нас продавших мура,
там землю окровавили
Упоминание о осаде и штурме Казани осталось и в марийском историческом эпосе. К примеру, на фоне событий 1552 года в произведении «Как умер марийский правитель Йыланда» основной герой становится жертвой беспощадности и подозрительности царя Ивана IV. Так, правитель вызнал о задержке взрыва пороховых бочек в подкопе под стенками крепости.
Ответственным за работы был Йыланда. Он попросил подождать некое время царя, но тот ожидать не стал и в ярости повелел казнить бедолагу. «…как отрубили голову Йыланде, в тот же миг бочки с порохом взорвались. Опосля этого правитель раскаялся и повелел заложить в городке Казани Зилантьев монастырь в честь Йыланды».
Макет штурма Казани. Музей артиллерии Источник: Санкт-Петербург). (lewhobotov.livejournal.com
В мордовской песне «Саманька» юная женщина, узнав, что Иван IV не может пару лет взять Казань, дает свои услуги царю. Она дает создать под крепостные стенки подкоп и подорвать их. В песне правитель не терпит хвастовства девицы:
Ох ты, красноватая девка!
Лишу я тебя головы,
Чтоб впредь нужно мной не смеялась
Но план Саманьки срабатывает — её подкоп разрушил стенку, российские войска взяли город, а правитель сменил гнев на милость: он дает девице богатые дары, но та просит о другом:
Повели только твой лик отчеканить,
Дозволь нам на лбу носить.
К папе, к мамы отпусти
В данной для нас песне мордва представляется союзником российских в борьбе против Казани. Тем не наименее, почти все этносы, проживавшие в разгромленном ханстве, присоединились к татарам в партизанской войне, продолжавшейся по наименьшей мере четыре года.
Источники
- Источник лида: photoshare.ru
- Источник анонса: artchive.ru
- Аксанов А.В. Казанское ханство и Столичная Русь: Межгосударственные дела в контексте герменевтического исследования. Казань, 2016.
- Алишев С.Х. Источники и историография городка Казань. Казань, 2001.
- Нечаева А.А. Неувязка сравнительного исследования марийской исторической прозы (на материале преданий о взятии Казани) // Вестник Чувашского института. 2007.
- Измайлов И. «…Казань-город на костях стоит» // Родина. 2005. №8.
- Шаронова Е.А. Образ Ивана Сурового в эрзянской песне о взятии Казани “Саманька” // Пробл. марийской и сравнительной филологии: сб. тр. IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. ролью (Йошкар-Ола, 20 октября 2017 г.). Йошкар-Ола, 2017.
- Родионов М.С. Цикл исторических песен «Взятие Казани» как шаг эволюции жанра // Вестник Челябинского института, 1996.
Источник