Сколько русских рабынь удерживались в Западной Европе? — Блог о самом интересном.

Все слышали о наших невольницах в султанских гаремах, но не много кто понимает о большом количестве русских женщин, приобретенных не турками, а христианами-европейцами.

Рабыни из Западной Руси продавались во Флоренции, Венеции, где и сейчас есть набережная Скьявони (славянская), а самые огромные рынки действовали на Юге Франции в провинции Руссильон. Конкретно туда за рабынями съезжались покупатели со всей церковной Европы.

042a43d46de4-8533239

Современный вид квартала «Карантин» в Феодосии. Тут генуэзцы собирали русских невольников до их реализации в Европу и Турцию. Фото: Александр Беленький

Как российские рабыни попадали в Европу

Столетиями население поначалу западнорусских княжеств мучалось от набегов номадов. Степняки не ограничивались каждогодним грабежом приграничных территорий, а крушили и московские предместья. Во время набегов 10-ки тыщ людей попадало в рабство и продавалось на невольничьих рынках Крыма. Часть полонян оказывалось в Западной Европе, где в особенности ценились российские девицы.

Центром европейской работорговли был Крым, а самый большенный рынок находился в генуэзской колонии Кафе, современная Феодосия. В этом городке и сейчас есть район под заглавием «карантин». Во времена Средневековья в нем из-за ужаса перед эпидемиями невольники содержались перед их перепродажей. Конкретно итальянцы монополизировали сбыт русских рабов в Европу. Спрос порождал предложения. Крымские и ногайские татары устраивали набеги на российские земли, откуда привозили пленников, в том числе и юных женщин.

Номады по бросовым ценам отдавали пленниц генуэзцам, а те продавали их в Европу. Раб в очах продавцов прекращал быть человеком. В генуэзском морском статуте от 1588 года говорилось:

«… если кораблю грозит смерть, то для спасения его следует выкинуть: золото, серебро, лошадок, рабов и остальных звериных».

К рабыням, в особенности прекрасным юным девицам, отношение было другое. Российские невольницы весьма ценились и приносили их обладателям большие барыши. Шрам на теле, свежайшая рана либо истощенный вид мог приметно понизить стоимость и привести к убыткам. Потому красавиц сберегали.

Сколько стоили российские рабыни

В эру Средневековья принципиальным центром работорговли стал регион Руссильон на Юге Франции. Почаще всего тут продавали невольников, которых употребляли для сельскохозяйственных нужд, но принципиальной частью товарообмена стали и юные рабыни. В 19 веке этот вопросец в собственной работе «Российские рабы и рабство в Руссильоне в XIV и XV вв.» тщательно исследовал киевский историк Иван Лучицкий.

Как бригада СС перешла на сторону русских

Русинские невольницы, а конкретно так западные европейцы называли женщин, привезенных из Польши, Галиции и Литвы (Белоснежной Руси) стоили дороже других злосчастных. Согласно нотариальным актам тех пор средняя стоимость за негритянку доходила до 40 ливров, эфиопку – 50, а вот русскую не наименее 60 ливров. Если в Турции российские девицы становились наложницами, то в Европе их употребляли как временных жен и кормилиц для деток из великодушных семей. В собственной работе Иван Лучицкий писал:

«Рабыню русскую, постоянно молоденькую брали непременно, и потом по истечении известного времени ее ребенок либо малыши продавались либо отсылались в приют, а она сама уступалась во временное использование другому лицу в качестве, большею частью, кормилицы… Это было делом очень прибыльным для рабовладельца. Покупая за очень высшую плату русскую рабыню, рабовладелец просто выручал свои издержки методом найма ее на время. В особенности стали лучше в этом отношении его шансы, когда в Перпиньяне (столице Руссильона) вошло со 2-ой половины XV века во всеобщую моду держать русских кормилиц».

Русский историк Василий Ключевский писал, что по берегам Чёрного и Средиземного было огромное количество рабынь, укачивающих хозяйских деток под польские и российские колыбельные песни.

Рекордная стоимость

Абсолютный рекорд покупки рабыни зафиксирован в нотариальном акте от 1429 года. На невольничьем рынке в Русильоне за русскую даму Екатерину дали 2093 французских лир. В 15 веке 2 тыщи ливров были колоссальной суммой.

Для сопоставления за 1 ливр в центре большого городка можно было на полгода снять дом с питанием, прачкой и конюшней.

19edff62fe4d-2997950

Город Перпиньян, основной город провинции Руссильон. Бывшая столица французской работорговли

Подержанный дом стоил 7-10 ливров, а новострой от 25 до 30 ливров. Постройка среднего замка со всей инфраструктурой обходилось в 45 тыщ ливров. Весь муниципальный бюджет Франции в 1307 году составил 750 тыщ ливров.

Основная причина большой цены — краса русских женщин, которая подкупала итальянских, испанских и французских дворян. Во флорентийском архиве сохранилось письмо мамы собственному отпрыску, в котором она пишет:

«Мне пришло на идея, что раз ты женишься, для тебя нужно взять рабыню… Если ты имеешь это намерение, напиши какую… Татарку, которые все выносливы в работе, либо черкешенку, отличающуюся, как и все её единоплеменники здоровьем и силой, либо русскую, другими словами из Рф, которые выдаются собственной красотой и сложением…».

В документах тех пор встречается термин «белоснежных татарок». Встречались девицы с именованием Евдокия, Марфа, Ефросинья. Скорей всего под сиим заглавием негоцианты соображали дам, привезенных с востока — Тартарии. А белоснежные они, поэтому что были европейками.

Изобретение первого инкассаторского броневика СССР

Судьба русских рабынь в 17 веке

Опосля того как турки захватили Крым, работорговля не пропала. Ее монополизировали местные монгольские негоцианты. Для крымского хана и его мурз торговля русскими невольниками стала главный статьей дохода. Литовский путник Михалон посещая средневековый Крым писал, что около единственных воров на Перекопе он узрел нескончаемые череды рабов. Один из приезжих купцов-аидов, пораженный зрелищем, задал вопрос у литовца, остались ли люди в странах, откуда ведут рабов…

Российские правители соображали масштаб бедствия, но сил для военной борьбы со степняками еще не хватало. Татары совершали набеги и на Восточную Русь. Для выкупа хотя бы части злосчастных сограждан с 15 века собирались «полоняничные средства».

С 1551 года по решению Стоглавого собора сбор стал постоянным налогом, взимаемым до 1679. Сумма подати определялась исходя из расхода на каждогодний выкуп невольников. Позже фиксировался – 2 рубля с сохи в год.

С нарастанием турецкой опасности в Европе русских больше не принимали как язычников и отступников от веры. Они стали братьями по Христу, хотя и схизматиками, а потому что продавать единоверцев грех, то торговля русскими рабами в Европе равномерно затихала, но стопроцентно не закончилась.

С началом 17 века историки фиксируют истории полонянок, которые чудом возвратились на Родину. Записывали их в монастырях, куда бывших рабынь направляли для исповеди и прохождения церковных таинств. Православные священники и монахи расспрашивали дам о их прошедшем на чужбине, узнавали, грешили все они это время либо нет, и изменили ли православной вере.

Показательна судьба девицы Екатерины.

В 1606 году ее выкрали ногайские татары и продали в Крым. Через 15 лет рабства полонянку освободили запорожские казаки, и она пешком дошла до Путивля. Опосля пребывания в монастыре дама возвратилась в свою родную деревни Речки рядом с Коломной. Оказалось, что дома ее считали мертвой, и супруг Екатерины женился 2-ой раз. В монастырских документах записано:

«Комитет 300» и коронавирусный кризис: Заговор денежных хозяев

«…Катерина произнесла веры монгольской не держала, по середам и по пятницам и в величавые посты мясо едала…, вышла на Путивль в величавый пост в сегодняшнем году, и той вдове Катерине выискался супруг Богдашко Елизарьев, и тому Богдашку велено жить с первой женою Катериною, а с другою женою, на которой опосля ее женился, с Татьяною, велено ему распуститца».

Увлекательна история девицы Федоры.

Уже в Рф она говорила, что в 17 лет ногайцы увезли ее в Крым и продали в Царьград (Стамбул), где она жила у еврея. Веры «жидовской» не держала, но пила и ела с ними. Владелец продал ее армянину, а тот турку, который склонял ее принять ислам. Согласно монастырским записям даму из рабства выкупил российский юноша Никита Юшков, с которым она повенчалась в христианском квартале Стамбула. Родилось у их два отпрыска – Афанасий и Фрол, оба крещены в православную веру русским попом из королевского посольства.

bff88a8003bd-5813001

Ernest Normand | 1885

Конец работорговли

В 1783 армия Русской империи захватила Крым. С приходом русских завершилась и работорговля. Но торговля «{живым} продуктом» еще несколько десятилетий процветала на Северном Кавказе. Посреди 10-ов тыщ невольников были и российские люди. Сначала 19 века раз в год в Турцию вывозилось до 4 тыщ пленников и в особенности пленниц.

Пресечь явление удалось благодаря русскому флоту, который не допускал вывоза невольников по морю. В итоге торговля стала нерентабельна. О этом упоминал и британский путник Эдмонд Спенсер, который в 30-х годах 18 века двигался через Кавказ. Европеец писал:

«В истинное время, вследствие ограниченной торговли меж жителями Кавказа и их старенькыми друзьями, турками и персами, стоимость дам существенно свалилась… получить супругу можно на весьма лёгких критериях — ценность красивого продукта падает от большой цены сотен скотин до 20 либо 30».

d3aa98f47879-7860939

«Набег горцев на казачий хутор». Франц Рубо

Исследовав нотариальные акты Руссильона и итальянских городов историки сделали вывод, что толика русских невольниц на этом рынке составила 22%. По подсчетам историков раз в год в Крыму продавалось 10 тыщ славянских невольников. За всю историю работорговли на полуострове в неволю продали 3 миллиона человек из Галиции, Польши, Белоруссии. Наиболее половины из их были девицами.

Источник