Присоединение Величавого Новгорода к Столичному княжеству сопровождалось кровавыми расправами и бесжалостными депортациями.
Трагические события 1471- 1479 годов, покончившие с независимостью Величавого Новгорода, готовились издавна — полтора столетия московские князья, завидуя благополучию, богатству и независимости свободного городка, стремились утеснить его данями.
Меж Москвой и Литвой
Поводом для решающего пришествия Москвы сделалось оживление в Новгороде «литовской партии» — приверженцев союза с Величавым княжеством Литовским во главе с королём Казимиром. Не считая того, в 1470 году Новгород совершенно закончил платить классическую дань Москве. При всем этом в решении веча подчёркивалось, что «Новгород не отчина величавого князя, а сам для себя государь».
В осеннюю пору 1470 года погиб митрополит Новгородский, владыка Иона. «Литовская» партия настаивала, чтоб новейший избранный митрополит, святитель Феофил, двигался на «поставление» (утверждение) в Киев — там жил глава православной Литвы митрополит Киевский. Наиболее того, на вече была составлена договорная новгородско- литовская грамота с гарантиями сохранения новгородских свобод. Люд на вече орал: «Великий Новгород — свободная от века земля!» В итоге в весеннюю пору 1471 года московские послы были изгнаны из городка.
Иван III. Источник: Wikimedia Commons
Узнав о этом, Иван III передал с послами грамоту, в которой упрекал новгородцев в отступлении от «христианства к латинству». Конкретно на том, что предполагаемый альянс с Казимиром является отходом от православия, в предстоящем строилась вся идеология столичного пришествия на Новгород.
Перед началом войны митрополит Столичный Филипп сравнил поход Ивана III против православного Новгорода с подвигом князя Дмитрия Донского, выступившего против «богомерзкого воинства монгольского». И вот сейчас величавый князь шёл «на отступников, дела их ужаснее неправильных» — ведь они решили «отступить к латинству». Так новгородцев представляли «изменщиками», а столичного князя — единственным заступником православной веры.
Поражение новгородцев
Московские грамоты подлили масла в огнь борьбы, полыхавшей в республике. «Литовская партия» усилилась. Её неформальным фаворитом стала именитая Марфа Борецкая, вдова посадника Исаака Борецкого.
Скоро Иван III, боясь прихода к Новгороду Казимира, двинул туда свои войска. Московские отряды получили приказ: жечь и уничтожать на пути все новгородские сёла и городка, убивать старенькых и малых без разбора. Следом за войском не спеша тронулся в путь и сам величавый князь. Интересно, что в поход Иван брал с собой дьяка Степана Бородатого, придворного историка. Тот, оказывается, умел ловко «воротити российские летописцы»: мог отыскать «давнешние неправды новгородцев» и уличить их.
Как ликвидировали детскую беспризорность в Советском Союзе
В Новгороде также собиралось ополчение городских жителей. Но войско это было плохо приготовленным. Почти все шли на войну неохотно. Владыка Феофил послал собственный конный полк, но наездники вели себя пассивно. В итоге новгородцы потерпели поражение под Коростынем, на берегу Ильменя. Взятым пленным новгородцам москвичи отрезали носы и губки, а позже в таком виде отпускали в Новгород: «Покажитесь сейчас своим!» Это была акция устрашения в московско-монгольском стиле. Но итог оказался оборотным: новгородцы собрали новое войско.
Великий Новгород. Источник: Wikimedia Commons
На берегах реки Шелони две армии повстречались. Победа в «матерщинном состязании» очевидно осталась за новгородцами, позднее столичный летописец так и считал: «Проклятые, — писал он о новгородцах, — как псы лаяли, износя хульные словеса на самого величавого князя». Но уверенную победу одержали обруганные москвичи.
Новгородцы, удручённые поражением, стали готовиться к осаде — вооружались, крепили стенки. Но настроения веча переменились: приверженцев Москвы сходу сделалось больше, они подняли голову, призывая «баб не слушать», а идти на поклон к величавому князю. Владыка Феофил с послами и дарами поплыл через Ильмень к устью Шелони, где стояли великокняжеские шатры. Со слезами на очах просил Феофил за Новгород.
Удовлетворённый Иван III простил «проступку» неправильных новгородцев, произнес им, что «дает нелюбье свое, унимает клинок и грозу в земли». Новгородцы на публике отрекались от Казимира, обещали «поставлять» собственного владыку только в Москве. На город была наложена страшная контрибуция — 14,5 тыщ рублей серебром, а основное — новгородцы признавали своё подданство не лишь величавому князю, но и его отпрыску. Крайнее означало наследное господство величавого князя Столичного над Величавым Новгородом. Такая была стоимость поражения на Шелони.
Противоборство
Но свободный дух Новгорода ещё не погиб: новгородцы начали мстить промосковски настроенным боярам. Те кинулись с жалобами в Москву. В осеннюю пору 1475 года Иван сам явился в Новгород, чтоб разглядеть жалобы на месте, как и положено справедливому властелину.
Всё предстоящее было устроено так, чтоб унизить гордость владыки и посадников: величавый князь начал по собственному усмотрению вершить трибунал. Обвиняемых он называл «утеснителями» обычного народа. Ставка на плебс раскалывала республику изнутри. А позже начались пиры, сопровождаемые обеспеченными подношениями со стороны новгородцев, пытавшихся умилостивить величавого князя.
Но впредь Иван III решил судить новгородцев не лишь сам, да и у себя, в Москве. Это было новаторство: до той поры судить свободного новгородца «на Низу», за пределами Новгородской земли, запрещалось. Кольца удава сжимались всё теснее.
Новгородское вече. Источник: Wikimedia Commons
В 1477 году вышло ещё одно принципиальное символическое событие: в Новгороде забили камнями собственных же посланников, отправленных ранее к Ивану. Оказывается, те, будучи в Москве, присягнули за весь Новгород Ивану III не как «государю», а как «сударю». А для свободных новгородцев таковая «холопья» присяга числилась неосуществимой, унизительной, ибо понятие «сударь» идентично понятию «владелец».
Возмущение новгородцев и избиение послов величавый князь воспринял как мятеж. В осеннюю пору 1477 года он собрал войска и, уже обычно обвинив новгородцев в измене православной вере, двинулся на запад. И снова московиты, неторопливо двигаясь по новгородским землям, жгли, убивали, грабили, насиловали. Когда сударь достигнул Ильменя, к нему снова явилось преданное новгородское посольство во главе с королем.
Но история не повторилась. С этого момента величавый князь отказался вести прямые переговоры с новгородскими посадниками и королем. Через собственных бояр Иван отвечал, что если «захотит Великий Новгород лупить челом, то он понимает, как ему лупить челом!». То есть новгородцы должны были сами покончить навечно со своими свободами.
Ликвидирование республики
В начале декабря московские войска замкнули кольцо блокады вокруг городка, обрекая городских жителей на голод. Опосля длительных споров на вече владыка вновь явился с послами к Ивану и просил у него прощения за неповиновение. На это ему было сказано, что величавый князь желает «такового страны в нашей отчине Величавом Новгороде, как у нас в Москве».
Новгородцы поначалу помыслили, что речь идёт о увеличенной дани. Но им растолковали прямо: «Вечу и колоколу в Новгороде не быть, как в нашей вотчине того нет; посаднику не быть; что за вами, дать нам, чтобы это наше было». При всем этом Иван III милостиво пообещал боярам республики земли у их не отбирать.
Вечевой колокол покидает Новгород. Источник: Wikimedia Commons
6 дней обсуждали новгородцы условия и решили пожертвовать знаками свободы ради сохранения вотчин. Вновь посольство стало перед московитами. Оно выразило готовность подписать контракт на верность с целованием в качестве клятвы креста. Но здесь Иван повелел передать новгородцам, что ни он, ни его бояре целовать креста не будут, а вот новгородцы это создать должны обязательно.
Тем временем в Новгороде начались голод и мор. А Иван, устроившись на зиму в Городище — напротив Новгорода, расслабленно следил за агонией республики. И в начале января 1478 года новгородцы сдались. Скоро Иван III востребовал для себя половину самых богатых владычных и монастырских волостей. Потом востребовал новгородцев принести присягу. Но по сущности это была клятва верности бесправных подданных всесильному сударю.
Император Константин Великий
А позже началось то, что не ждали новгородцы: 2 февраля Иван отдал приказ арестовать Марфу Борецкую, а также её внука, а позже начали хватать всех «неблагонадёжных», посреди которых в основном оказались богачи и большие землевладельцы. Имущество их и земли были тотчас конфискованы в пользу сударя. То есть своё обещание «не вступаться в боярские земли» величавый князь соблюдал, пока эти бояре не оказывались «изменщиками». Удав задушил и медлительно проглотил свою жертву.
Депортация
Но свободолюбивый дух Величавого Новгорода ещё не потух. В конце 1479 года горожане возобновили вече и избрали посадников. Но всё было напрасно. Иван III опять осадил Новгород и востребовал сдаться без всяких критерий. И новгородцы покорились.
Победителем сударь въехал в город, и сходу же были схвачены с полсотни «изменников». Их безжалостно пытали, требуя выдать сообщников, что позволило взять ещё сотку человек. Все арестованные были казнены. Новгородцы застыли в страхе — такового зверства у их никогда не водилось. Со собственного престола был низвергнут митрополит Феофил, а несметные богатства Софии Новгородской увезли в Москву.
Отправка Марфы Посадницы в Москву. Источник: Wikimedia Commons
Дальше начались жестокие депортации. Тыщи семей негоциантов и малышей боярских было велено переселить в Поволжье либо на север, а имения их отписали на сударя. Злосчастным не дозволили взять с собой ни вещей, ни пищи. Их вкупе с детками, как скот, погнали в свирепый мороз по столичной дороге.
Разгром Величавого Новгорода продолжился в 1484 году, когда Иван III приехал расправиться «с бабами» — обеспеченными и некогда влиятельными вдовами казнённых и сосланных до этого бояр и богатых городских жителей. Ещё через три года из Новгорода выселят во Владимир 50 наилучших гостей — богатых негоциантов. А следом придёт новейший злобный указ — выслать «на Низ» ещё семь тыщ семей новгородцев.
В конце концов, в 1489 году другие новгородцы — «житьи люди» (то есть хозяева домов) были отправлены из родного городка, а по дороге бессчетных жалобщиков на засилье столичных наместников казнили — в науку остальным. Так был уничтожен Государь Великий Новгород. Сюда крепко и навечно пришла «москва».
Создатель — доктор исторических наук, доктор Высшей школы экономики
Евгений Анисимов
Источник